Омск
Город трудовой доблести
Справка
«Город трудовой доблести» – почетное звание Российской Федерации, установленное Федеральным законом от 1 марта 2020 года № 41-ФЗ. Оно присваивается городам, жители которых внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.
Почетное звание Российской Федерации «Город трудовой доблести» Омск получил в 2020 году
Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2020 года № 444


Справка
В мемориальный комплекс «Город трудовой доблести» вошли стела высотой 16 метров и трехметровый пилон окружностью 22,8 метра. На стеле и пилоне размещены тематические панно, посвященные эвакуации в Омск промышленных предприятий и населения с прифронтовых территорий, рассказывающие о трудовом подвиге омичей, военной продукции омских предприятий, работе госпиталей, помощи омичей фронту. Общая площадь мемориального комплекса – 320 кв. метров. Торжественное открытие состоялось 28 декабря 2021 года. Архитектор: Денис Стритович.

Справка
В мемориальный комплекс «Город трудовой доблести» вошли стела высотой 16 метров и трехметровый пилон окружностью 22,8 метра. На стеле и пилоне размещены тематические панно, посвященные эвакуации в Омск промышленных предприятий и населения с прифронтовых территорий, рассказывающие о трудовом подвиге омичей, военной продукции омских предприятий, работе госпиталей, помощи омичей фронту. Общая площадь мемориального комплекса – 320 кв. метров. Торжественное открытие состоялось 28 декабря 2021 года. Архитектор: Денис Стритович.

  • В 1941 году Омск насчитывал более 260 тыс. человек.
  • В 1941 году в пароходстве работало 543 женщины, в навигацию 1942 года – 1100, среди них: помощниками капитанов, механиками, шкиперами и их помощниками – 56 женщин, матросами – 370, масленщиками – 23, в пристанском хозяйстве (в том числе грузчиками) – 400 женщин
  • Первый военно-санитарный поезд прибыл в Омск 22 июля 1941 г., принял его головной сортировочный эвакогоспиталь No 1494.
  • 3 августа 1941 года в воскреснике на Омском железнодорожном узле приняло участие 16 438 человек. Было отремонтировано несколько паровозов, 20 вагонов, заменены стрелочные переводы, проведена очистка пути. Заработанные 69 500 рублей перечислены в Фонд обороны.
  • К началу октября 1941 года в Омскую область прибыло в эвакуацию 14 детдомов, 1 детсад, 1 деткомбинат с 2 207 детьми. С семьями прибыло 22 тысячи школьников
  • К середине октября 1941 года в Омске был развернут 21 эвакогоспиталь
  • 7 ноября 1941 года на испытательной станции завода № 29 (ныне - ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») состоялся пуск первого авиационного мотора М-88Б, собранного на омской земле
  • 29 ноября 1941 года комедией В. Шекспира «Много шума из ничего» Московский государственный театр им. Евгения Вахтангова, эвакуированный в Омск, открыл свой театральный сезон
  • 4 января 1942 года в Омской области по инициативе комсомольцев и молодежи завода «Автотрактордеталь» прошел воскресник. Только в Омске в воскреснике участвовало 49 517 человек. Заработанные деньги – 384 556 рублей – сданы в фонд строительства авиаэскадрильи «Омский комсомолец»
  • В конце января 1942 года на омском авиационном заводе № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») начат серийный выпуск пикирующего бомбардировщика ТУ-2, разработанного в конструкторском бюро А.Н. Туполева
  • 15 февраля 1942 года на Ленинградский фронт из Омска был отправлен спецпоезд. В 24 вагонах делегация омичей везла 18 631 посылку, 12 700 писем, 1 500 экземпляров специального выпуска «Омской правды». Общий вес подарков составил 176 310 кг
  • 20 февраля 1942 года омским трестом «Маслопром» для трудящихся Ленинграда был отправлен эшелон из 42 вагонов с маслом, сыром и другими молочными продуктами
  • 15 марта 1942 года на Карельский фронт отправились первый бронепоезд, построенный на Омском паровозовагоноремонтном заводе «Омский железнодорожник» и бронепоезд «Сибиряк-барабинец», строительство которого велось в депо Барабинска
  • Газета «Омская правда» от 9 апреля 1942 года опубликовала сообщение о том, что токарь агрегатного завода им. В. В. Куйбышева Н. П. Змеев рационализировал заточку резца, что позволило ему 1 апреля выполнить норму на 636%
  • Только с июня по июль 1942 года артисты Омской филармонии дали 1 668 концертов и спектаклей, из них 1 331 прошли в госпиталях. В 1941–1943 годах работники искусств Омска дали 5 091 выступление
  • 1 июля 1942 года за 46 минут рабочего времени механик по холодной обработке металлов завода № 634 (ЗАО ПО «Электроточприбор») А. Рожон выполнил дневную норму на 3 700%. Это удалось сделать благодаря механизации процесса изготовления сложной детали, что сократило время ее изготовления с 30 минут до 40 секунд
  • В конце 1942 года на заводе № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») была начата работа по выпуску одномоторного истребителя Як-9. Всего в годы войны на заводе было собрано 3 800 самолетов, из них наибольшее количество самолетов Як-9 М-107А – 2 203 самолета
  • Только в 1942 г. овчинно-шубный завод отправил на фронт 84 тыс. бекеш, 4 600 полушубков, 23 тыс. меховых жилетов, 40 тыс. рукавиц.
  • 6 августа 1943 года штукатур М. И. Алексеев в ответ на приказ Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина по случаю новых побед Красной Армии и освобождения городов Орел и Белгород выполнил дневное задание на 1 035%
  • Машинисту депо Омск Омской железной дороги Николаю Федоровичу Полякову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени», первому из омичей, было присвоено звание Героя Социалистического труда
  • В 1943 г. в омском аэропорту было обслужено 1 938 самолетов, в 1944-м – 3 386.
  • Так, фронтовая бригада областной филармонии в 1943 г. за 37 дней дала на Воронежском, Юго-Западном и Южном фронтах 78 концертов.
  • За образцовое выполнение заданий по серийному производству авиамоторов завод № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова») награжден орденом Трудового Красного Знамени (1944) и орденом Ленина (1945)
  • Газета «Омская правда» от 5 мая 1944 года опубликовала сообщение о том, что на Сибзаводе при изготовлении гайки вместо металла стали использовать пластмассу. Это изобретение инженера технологического бюро Н. Т. Никитина высвободило 40 рабочих, 17 станков, годовая экономия составила 800 тысяч рублей
  • В 1944 году за успешное выполнение заказов для фронта и обеспечение сельского хозяйства тракторными запчастями коллектив Сибзавода награжден орденом Трудового Красного Знамени
  • Газета «Омская правда» от 26 февраля 1944 года опубликовала сообщение о том, что предприятия области выделили для восстановления предприятий Запорожья одну автомастерскую, более 200 различных станков, 44 сельскохозяйственные машины, оборудование для электростанций и т. д.
  • В 1944 году по промышленному производству Омская область вышла на третье место в Сибири, уступая лишь Новосибирской и Кемеровской областям
  • За последнее полугодие 1944 г. они заняли второе место среди госпиталей страны.
  • В 1945 году за образцовое выполнение заданий правительства коллектив Омского агрегатного завода им. В. В. Куйбышева награжден орденом Трудового Красного Знамени.
  • В 1945 году за успешное выполнение заданий по организации массового производства танков коллектив Омского танкостроительного завода награжден Орденом Отечественной войны I степени
  • В 1945 году за образцовое выполнение заданий по производству боевых самолетов коллектив завода № 166 (ныне «ПО "Полет" – филиал АО "ГКНПЦ им. М. В. Хруничева"») награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Омск военной поры.
1941-1945 гг.
Хроника событий
1945
1944
1943
1942
1941
5 танковых колонн,
2 эскадрильи,
7 бронепоездов,
2 поезда-бани, 40 ремонтных артиллерийских и танковых мастерских были построены и переданы в действующую армию на средства населения Омской области

19 635 квалифицированных рабочих подготовили школы ФЗО и ремесленные училища


23 выпуска проведено только Омским пехотным училищем, подготовлено 4 493 командира стрелковых, пулеметных и минометных взводов, более 6 тыс. младших командиров;
66 воспитанников училища стали Героями Советского Союза, трое – полными кавалерами ордена Славы


Около 20 тысяч женщин, которые, заменив ушедших на фронт мужчин, работали машинистами паровозов, помощниками машинистов, кочегарами, путевыми обходчиками, стрелочниками и т. д. на Омской железной дороге


Свыше 13 тысяч рационализаторских предложений было внедрено на предприятиях Омска, что позволило сэкономить государству свыше 56 млн рублей


ВИДЕО
80 эвакуированных промышленных предприятий и 214,2 тысяч человек прибыло на омскую землю, более 17 тыс. детей из 214 детских домов и интернатов
3 800 самолетов и более 15 тыс. моторов собрано для фронтовой авиации, более 8 тыс. радиостанций для танков
Более 6 900 танков Т-34, более миллиона корпусов снарядов ОС-122 и около 300 000 корпусов снарядов для реактивных установок БМ-13 «Катюша» выпустил танковый завод № 174 (АО «Омский завод транспортного машиностроения»)

Свыше 10 000 комплектов электроустановок для зенитной артиллерии; 17 959 штук пультов для подрывных машинок; около 500 000 штук малогабаритных электроизмерительных приборов для оснащения самолетных раций, боевых средств связи; 5 761 комплект управляющей электроаппаратуры для авиационных и корабельных мин изготовил завод № 634 (ЗАО ПО «Электроточприбор»), единственный в стране выпускавший такую аппаратуру

Более 8 000 радиостанций для танков и самолетов выпустил радиозаводом им. Козицкого

Более 15 000 моторов для фронтовой авиации выпущено заводом № 29 (ФГУП «Омское моторостроительное объединение им. П. И. Баранова»)
Омский шинный завод был единственным заводом в стране, производивший автопокрышки для фронта и тыла

Около 40% выпускавшейся в стране валяной обуви производилось на Омском пимокатном заводе и артелях. Всего было изготовлено 825 800 пар

150 тыс. м бязи для белья и бинтов переработали предприятия легкой промышленности

562 военно-санитарных поезда, 156,6 тысячи раненых и более 13 тысяч больных прибыло в Омск. Возвращено в строй 102 тысячи человек

Все для фронта! Все для Победы!
Полёт
Завод, который в наши дни является одним из крупнейших машиностроительных предприятий России и филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», появился в самом начале войны — 24 июля 1941 года на основе эвакуированных из Москвы серийного авиазавода 81 и опытно-конструкторского завода 156, а также омского авиазавода 166. Строительство последнего началось ещё до войны, в 1939 году, к моменту эвакуации успели построить четыре корпуса, что позволило оперативно наладить выпуск самолётов. Вместе с заводом в Омск прибыло знаменитое конструкторское бюро Андрея Туполева.
Электроточприбор
Предприятие, которое сейчас занимается выпуском светильников и электроприборов, в войну производило взрыватели для мин и элементы радиоприборов. Официальная дата основания завода — 1 сентября 1941 года. Его создали на основе эвакуированных в Омск Киевского завода электротехнической аппаратуры и Краснодарского завода измерительных приборов. Прибывшие в наш город сотрудники оперативно развернули производство, и уже к началу 1942 года каждая советская мина оснащалась взрывателем с омского завода.
LET'S GO!