Книжные прятки

ЗАЩИТНИК ДЕТСТВА


С 23 по 30 сентября ведущий методист Татьяна Борисовна Бигдан посещала школу №110. В ее литературных часах «Уроки жизни и добра» приняли участие ученики 3- 4-х классов.


Татьяна Борисовна рассказывала ребятам об известном российском писателе Альберте Лиханове, который являлся не только членом Союза писателей России, но и академиком Российской академии образования, общественным деятелем, создателем и главой Российского детского фонда и Международной ассоциации детских фондов, организаций, которые оказывают помощь и поддержку детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Свое творчество Альберт Лиханов посвятил детству – он писал в детях, которые попали в тяжелые жизненные ситуации. Его книги учат справедливости, добру, патриотизму, любви к Родине. На вопрос о том, каким он видит идеальное детство, Альберт Лиханов ответил: «Любимым и любящим». Ведущая задала этот вопрос ребятам.Они выдвигали различные мнения, но услышав, как ответил писатель, согласились, что быть любимым и любящим это очень важно.

Дети услышали рассказ о военном детстве писателя – сколько испытаний выпало на долю тех, кто в годы войны был ребёнком. Писатель стоял в долгих очередяхза продуктами, шил солдатам кисеты для табака, выступал на концертах для раненых…

Став взрослым, Альберт Анатольевич помнил своё детство: свечи и коптилки в его классе; что объеденьем считалась жареная на рыбьем жире картошка – после недельной заварихи (мучицы, сваренной воде). Он помнил всё – и детские концерты в госпитале, и мамино зелёное лицо, после того, как она, сдав кровь, приносила маленькому Альберту из донорского магазина кусочек масла.

Тема военного детства занимает особое место в творчестве Альберта Лиханова занимает. Все эти события легли в основу романов «Русские мальчики» и «Мужская школа».

Каждая часть романа «Русские мальчики» – это отдельная повесть.

Татьяна Борисовна представила некоторые из них: «Крутые горы», «Последние холода», «Детская библиотека», «Крёсна».


Она зачитывала отрывки из повестей, пересказывала их содержание. Ребята слушали её, затаив дыхание. Особенно их тронул рассказ о том, как мальчик Михаська узнаёт, что его мама сдаёт кровь, чтобы сын её не голодал. И это не придуманный рассказ, а воспоминания самого писателя о его военном детстве. Воспоминания о школьной столовой тоже очень тяжелые: многие дети, не выдержав страшных мук голода, становились «шакалами», они не только попрошайничали, но и отбирали у школьников последний кусок хлеба. Их называли «шакалами». На вопрос ведущей, что можно испытывать к таким «шакалам», дети осуждали этих героев, но и понимали, что «шакалы» просто сошли с ума от голода и поэтому не могли контролировать себя, хотя это их и не оправдывает.

Очень тронула ребят повесть «Крёсна», в которой писатель рассказывал о своей учительнице Анне Николаевне. Она не вымышленный персонаж – это любимая учительница писателя, настоящее имя которой Тепляшина Аполлинария Николаевна. Эта история была на самом деле. В военные годы учительница на свои деньги покупала таблетки витамина С, которые можно было приобрести без карточек, и раздавала ученикам в классе. А когда закончились деньги, заваривала в ведре напиток из хвои, очень горький, и ребята его пили, чтобы не заболеть цингой, когда очень болят десны и выпадают зубы. Учительница учила ребят быть чуткими, честными и справедливыми, учила думать, любить книги.

Когда Татьяна Борисовна представляла повесть «Последние холода», она спросила, что означает название, и во всех классах ребята правильно понимали: война закончилась, и теперь все наладится, хотя всей стране еще долгое время придется жить в тяжелых послевоенных условиях. И как наказ звучат слова учительницы: «Дети минувшей войны, не давайте забывать в будущем эту войну. Сами не забудете и другим не давайте…».

И сейчас, казалось, в мирное время в нашей стране, воины – защитники на СВО защищают мирных людей, как и во времена Великой Отечественной войны. Во всех классах есть родственники тех, кто участвует в СВО, и они как никто понимают чувства героев Альберта Лиханова. У многих ребят на глазах были слезы, они понимали, какой ценой завоевано счастье жить под мирным небом, и что сейчас наша страна борется со злом, восстанавливая справедливость. И как тогда, все надеются и верят в справедливую победу и мирное время над головой.