Мы живем в Сибири

Семь героев – семь дорог


Для учеников четвертых классов школы №151 состоялись литературно-познавательные часы «Семь героев – семь дорог» по книге Ольги Нечаевой «Великая Тартария и семь её гостей».


Ольга Александровна Пунько рассказала ребятам об акции «Мы живём в Сибири» и предложила проверить, достаточно ли у них знаний и готовы ли они отправиться в большое сибирское путешествие по Великой Тартарии.
Далее 7 участников разобрали семь предметов, в соответствии с героями книги.


Кто из них какой герой, они угадали позже, когда библиотекарь озвучила героев:
Я – добытчик, иду за богатством!
Я Воин, иду за победой!
Я Ученый, иду за открытиями!
Я Узник, меня пригнали…
Я Мыслитель, иду за смыслом!
Я Мастер, иду за пользой!
Я Художник, иду за красотой!


Когда 7 участников были определены, они оказались капитанами будущих команд. И выбрали из класса себе помощников.
Определились команды.
«Добытчики»: охотник, купец, промышленник.
«Воины»: разведчик, захватчик, страж.
«Ученые»: на земле, под землёй, среди людей.
«Узники»: злоумышленник, борец, жертва.
«Мыслители»: искатель, учитель, отшельник.
«Мастера»: строитель, ремесленник, связной.
«Художники»: натуралист, фольклорист, летописец.
Далее каждая команда должна была ответить на вопросы или выполнить одно из творческих заданий.

1. Группа «Добытчики»


Охотник – это человек, который занимается поимкой или убоем каких-либо зверей при помощи специальных приспособлений (ружья, ловушек и т.д.), профессионально или в качестве хобби, для отдыха или развлечения, с целью получения их мяса или меха, внутренностей для последующего личного использования или продажи.
Вопрос: на каких животных, птиц или рыб мог охотиться человек, пришедший в Тартарию (Сибирь)?

Рыба (морские животные): стерлядь, горбуша, осётр, нельма, муксун, чир, тюлень, морж.


Птицы: рябчик, глухарь, кречет, тетерев.


Животные: соболь, белка, песец, медведь, бобр, горностай.


Купец – это человек (торговец), занятый в сфере торговли, купли-продажи.

Игра творческая «Купец»

Особый талант купца – умение выгодно договариваться с разными незнакомцами. 2 участника должны были продать товар или обменять на что-нибудь (предмет можно использовать свой). Ребята пытались дать рекламу своему товару (ручка) и выгодно обменять на другой (серебряные серьги).


Таким образом участники наглядно продемонстрировали, как можно было купцам вести своё дело и проявлять способности.


2.Группа «Воины»


Вопрос: согласны ли со словами воина?
Чтобы не попасть впросак, перед наступлением войска полководец отправляет в стан врага своего (кого, ваша версия?) разведчика, ведь нападающий должен понимать, с каким противником ему придется сражаться.
Вопрос: как вы думаете, чем отличаются разведчик от шпиона? Чем они могли быть полезны воину-полководцу?


Все, кто придут с войском или миром в новые края, будут ориентироваться по карте, составленной картографом.
Задание: нарисовать на доске карту, известную местность; другие ее отгадывают. Участник от команды рисует карту и поясняет, что изображено.

Вопросы:
О чем мог рассказать разведчик, вернувшись с задания? О местности, о численности, об оружии противника.
Какие опасности могут быть на пути воина? Неизвестная местность, ловушки, противник, условия.
Воин, который пришел забрать чужое – захватчик.
А как называется воин, который стоит на посту и следит за порядком? Страж. А кто охраняет границу? Пограничники.
А люди, которые стоят на страже природы? Экологи.

3.Группа «Ученые»


На земле.

Вопрос: что может изучать на земле ученый?
Где проходят границы гор, куда впадают реки, как очерчены морские берега, как эти огромные пространства связаны и влияют друг на друга – это изучает кто? Географ.


Биолог знакомится с растениями и животными, изучает их особенности и привычки.
Метеоролог наблюдает за ветром, облаками, дождями и снегопадами, сменой жары и холода, изучает их влияние на Землю и её обитателей.

Под землёй.

Вопрос. Что может обнаружить ученый под землей? Как устроена земля, полезные ископаемые.
Археологи и палеонтологи кости животных, отпечатки вымерших растений.


Среди людей

Вопрос. Ученый, оказавшийся среди людей, должен быть мудрым и доброжелательным, чтобы хозяева показали ему свой мир, рассказали свою историю.
О чем чужеземцу рассказать? О песнях, танцах, блюдах, одежде, какие традиции и культура, какой язык.

4.Группа «Узники».

Порой случается и так, что человек живет обычной жизнью, но в трудный момент его побеждает гнев, страх, жадность, и он совершает преступление. Может, он сразу раскаивается, понимает, что допустил ошибку, но теперь, увы, он преступник и должен отправляться в дальние края вместе с настоящими злодеями. Есть на земле такие места, которые как будто специально придуманы для наказания: там очень трудно жить и оттуда почти невозможно убежать.
Вопрос: как вы думаете, за что могли отправить на каторгу, в ссылку в далекую Сибирь человека? Ответ: за веру, за творчество и свободу мысли, за личные убеждения.

Злоумышленник. Совершил серьёзное преступление, его изгоняют из родных мест навсегда.
Вопрос: чего лишается этот человек? Свободы, дома, друзей, родных, питания,
Ссыльные живут среди свободных людей, но не имеют права уехать, заключенные сидят в тюрьме, каторжники выполняют тяжелую работу.



Некоторые люди считали, что у всех должно быть поровну, а тех, кто жил богаче, их назвали кулаками, отбирали собственность и ссылали в Сибирь.
И невольные сибиряки, выброшенные на голую землю, были вынуждены рыть первые землянки на месте будущих поселков.
Вопросы: Землянка – это ? ( временный дом в земле), барак ? (дом лагерных заключенных) , исправительно-трудовой лагерь? (место, обнесенное колючей проволокой, где узники ночуют, а днем работают)

6.Группа «Мастера»

Я нигде не пропаду. Куда бы я не пришел, я превращу это место в Дом, уютный и удобный. Сегодня здесь голая степь и непроходимая чаща, а завтра будет крепость, усадьба, целый город, а вокруг – поля и огороды, дороги и мосты. Каждый клочок земли, каждый комок глины или деревяшка принесут пользу в умелых руках.


Вопросы:
Согласны ли вы с мыслями мастера?
Так как Великая Тартария (Сибирь) имеет суровый климат, порассуждайте, как строитель мог проявить себя на новом месте, какой опыт передать, чему научиться, какими качествами мог обладать?
Что построит строитель, придя на новую землю? Дома, мосты, башни, заводы.
Перечислите профессии: пахарь, гончар, металлург, кузнец, ювелир, гончар, ткач, камнерез, сапожник, портной.
Связной, какая его роль? Ответ: он может быть ямщик, гонец, телеграфист, а еще важны проектировщик, строитель дорог, мостов, линий связи – все это облегчает и делает встречу возможной. Олени, верблюды, лодки – помощники в пути.

7.Группа «Художники»

Красота и вдохновение. Когда в мире случается что-то очень важное, художник старается передать весь ужас или восторг того, что он видит.
Зачем художник отправляется в Сибирь? Ответ: за новыми впечатлениями, потому что привычная обстановка перестает впечатлять, и он идет искать места, где все по-другому.
Художник-натуралист – ищет встречи с природой.
Незнакомая природа дает живописцу новые оттенки цветов, музыканту – новые сочетания звуков. На новой земле все выглядит иначе, творческий человек начинает обращать внимание на вещи и явления, которых раньше не замечал.
Вопрос: что мог подарить потомкам, изобразить художник? Картины тех мест, где побывал, портреты местных жителей, передать в рисунках красоту и необычность края.

Фольклорист отправляется в путь, чтобы найти живой источник традиций.
Вопрос: что полезного мог сделать фольклорист?
Ответ: собирал пословицы, поговорки, прибаутки, докучные сказки, мифы, легенды, песни, танцы, язык, обряды. Вспомните и назовите.


Летописец.
Вопрос: что мог изобразить для потомков? Мир, чтобы они легко представили то, что когда-то увидел он. Что именно? Людей, их быт и жилища, панорамы сел и городов, документы.


В заключение четвероклассники угадали, чьи это слова:

враг был силён, мне пришлось несладко (воин);
я столько всего уже добыл, что и нести тяжело и бросить жалко (добытчик);
а теперь я хочу пройти по этой земле свободным человеком (узник);
напишу маме, что я всё обустроил, можно приезжать (мастер);
кто думает, что всё уже открыто и изучено, тот в Сибири не бывал (учёный);
да, здесь есть простор для размышлений (мыслитель);
как им передать всю эту красоту? готовых слов и красок не хватит, значит, я изобрету новые, сибирские (художник)

Команды совершили экспедицию по Великой Тартарии вместе с первооткрывателями, героями книги, доказали, что уже есть небольшой багаж знаний о географии Сибири, о ее природных богатствах и жителях. Ребята готовы дальше её изучать, ведь столько ещё интересного и познавательного ждет впереди, потому что Сибирь – огромная территория с большой историей. А книга Ольги Нечаевой теперь будет хорошим помощником в изучении Сибири.