Книжные прятки

НОВЕНЬКАЯ В КЛАССЕ

Встречи начинались с разминки: на вопросы ведущей Ольги Александровне Пунько нужно было отвечать частыми хлопками, когда согласны, готовы сказать «да», и делать один хлопок, если «нет».

- Кто любит шутки?
- Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
- Кто не любит, когда над ним подшучивают?
- Кто получал обидные прозвища?
- Кто просил прощения, когда кого-то обидел?
- Кто согласен, что «на обиженном воду возят»?
- Когда-нибудь вам было неловко, неудобно за своих родных?
- Кто на злобные шутки отвечает доброй шуткой?
- Кто лгал, «прикрывая» друга?
- Кому было стыдно за поступки своего друга?

Заметки библиотекаря: в 8 классе наблюдались более частые и активные хлопки.

Библиотекарь. Ребята, а теперь знакомьтесь, это новенькая в вашем классе. Теперь она будет учиться с вами…


Естественно, смех возникал у всего класса при виде чучела в виде ученицы, девочки.


Библиотекарь. Почему же вы смеётесь? Что вызвало у вас улыбку?

Ответы: «чучело» не может учиться в нашем классе, это смешно, забавно, это нереально и др.

Библиотекарь. А если предлагаемые обстоятельства будут такими: вы представьте, что чучело – это реальная девочка, она же предатель.


Что же могло такое ужасное случиться, какое событие подтолкнуло к такой жестокости шестиклассников?

В жизни каждого человека наступает момент истины. Приходится решать: пойти на подлость ради собственной выгоды, сохранить своё благополучие, или же принять удар, но остаться честным перед собой. В таких критических ситуациях и проявляется истинная цена человека. Становится ясно, насколько мы сильны духом, на что мы способны.

Перед выбором оказались и герои повести Владимира Железникова «Чучело».


Буду знакомить вас с сюжетом и параллельно задавать вопросы.

«Чучело» – повесть Владимира Железникова о трагической судьбе шестиклассницы Лены Бессольцевой, приехавшей погостить к своему дедушке и оказавшейся в новой школе, где её никто не знал. Но знали её деда, Николая Николаевича, беззаветно преданного искусству. Он тратил последние сбережения и пенсию на покупку картин своего предка, а сам ходил в одежде скромной, с заплатками, и поэтому его прозвали Заплаточник.

Когда Лена впервые вошла в класс, ребята сразу заметили все ее недостатки и тут же указали на них, унизив при этом до глубины души.


Ну а что же в ответ на это сделала Лена? Улыбнулась и посмеялась вместе со всеми, прошла и села за парту. Не озлобилась, не заплакала, а решила для себя: «Веселые, любят шутить».

Добрую, открытую, готовую общаться и дружить девочку, класс не принимает. Одноклассников забавляет доверчивость и наивность Лены в сочетании с нескладной внешностью: длинные, худые руки и ноги, большой рот с вечной улыбкой и две косички. Лене дают кличку «Чучело».

Вопрос. Какие качества проявила главная героиня, проигнорировав злые шутки одноклассников?

Ответы: смелость, дерзость, решительность, мужество.

Единственный, кто проявил к Лене внимание – Дима Сомов, и девочка считает его своим верным и надежным другом.


Класс на каникулах должен отправиться в Москву, копит деньги, но однажды сбегает с уроков в кино. Этого проступка классный руководитель не прощает и справедливо наказывает класс.

В том, что классная руководительница узнала о массовом прогуле, был виновен Дима Сомов, но Лена, желая спасти друга, берёт его вину на себя.

Из-за этого девочка становится изгоем, предателем. Ученики объявляют ей бойкот. Одноклассники издеваются над ней при каждом удобном случае: жестоко избивают, дразнят, пугают, и даже подожгли чучело, на которое надели украденное у Лены платье.


Классный руководитель была занята своими личными проблемами и не думала о классе, не заметила конфликтную ситуацию в коллективе, из-за отмены поездки в Москву класс озлобился ещё больше.

«Костёр вытерпела! Думала, дождусь Маргариты и наступит справедливость. А она вернулась – и ничего не помнит!».

Вопрос. Как вы считаете, правильно ли поступила Лена, взяв вину на себя, «прикрывая» друга, надеясь, что он однажды всем всё расскажет?

6, 8 класс не дали ответа.

Нельзя однозначно сказать, правильно ли поступила Лена, взяв на себя вину Димы Сомова.

С одной стороны, Лену подтолкнули к этому шагу симпатия и вера в порядочность Димы Сомова. Она понимала, что если он расскажет о своём поступке, то потеряет авторитет в глазах ребят.

С другой стороны, Лена не учла, что признание вины может иметь негативные последствия не только для Димы, но и для неё самой. В результате её жизнь в классе стала ещё более трудной и неприятной.

Что же в это время делает Дима Сомов? «Верный» друг совершил более грязное предательство – переметнулся на сторону недругов девочки. Друг оказался малодушным человеком. У него не хватило смелости сразу признаться в своем проступке, и это привело к краху последних надежд Лены, утере доверия к другу.

Вопрос. Какие качества проявил Дима Сомов?

Ответы: трусость, нерешительность

Позже ребята узнают всю правду о том, кто был истинным виновником, и объявят Сомову бойкот, но будет уже слишком поздно.

В финале дедушка Николай Николаевич, узнав историю Лены, решает покинуть город.


Но перед этим коллекционер подарил городу свою коллекцию картин, а самую любимую картину с девочкой, похожей на Лену, дарит классу.

Давайте попробуем дальше вместе разобраться, почему же класс буквально с порога невзлюбил, не принял девочку, тут же дал прозвище, может ли так произойти в жизни.

Подскажите, пожалуйста, есть ли новенький у вас в классе? (Новенькие в классе появились год назад).

Библиотекарь. Вспомните свои первые эмоции, когда вы пришли в новую школу, вошли в класс. Что ты испытывали?

Новенькие: страх, беспокойство, волнение, тревогу, как отнесется ко мне класс, что ожидает, какие традиции и правила.

Библиотекарь. Спустя год появились ли друзья?

Новенькие. Класс оказался дружным.

Библиотекарь. «По одёжке встречают, по уму провожают». Ни для кого не секрет, что первое впечатление о человеке складывается по его внешнему виду, но дальнейшее отношение к нему формируется на основе его ума, характера и поведения.

Класс не принял Лену «с порога» из-за внешних особенностей. По сюжету всего один человек сказал «Чучело – предатель», и все его поддержали.

Вопросы.

- Почему мы порой боимся следовать своим желаниям и потребностям, а стараемся угодить окружающим? Допустим, из-за страха. Лена Бессольцева, учитывая ее положение, не побоялась в открытую ради друга пойти против всего класса. Класс же сошелся в едином мнении, даже не разобравшись в ситуации, поддержал бойкот против Лены.

- Были ли в вашем классе подобные случаи, когда с решением одного человека согласны все, даже если не считают, что он совсем прав? (ответ: частые хлопки)

- Можно ли научиться не зависеть от чужого мнения? (можно, но это трудно, нужно научиться доверять себе, формулировать свое мнение)

- В жизни случаются ситуации, когда друзья перестают общаться. По какой причине это может произойти? (ответы: обида, обман, предательство, разногласия)

- Что для вас означает предательство? Испытывали ли вы горечь от предательства? (Ответ порадовал. Ребята сталкивались лишь с мелкими обидами)

Предлагаю вам вместе дать советы Лене Бессольцевой и Диме Сомову, я буду зачитывать, а вы решать, кому совет адресовать:

1) Если тебя пытаются унизить, не реагируй. Нет смысла пытаться каждому обидчику доказать свою правоту. А вот загадочно улыбнуться или не обратить внимания… (Согласны ли вы с этим советом?)
2) Признай свои ошибки. Признать свою ошибку – первый шаг к уверенности в себе. Учись отвечать за свои поступки!
3) Разберись в себе и увидишь правду. Ты живёшь, глядя на мир сквозь розовые очки, не хочешь снимать их, страшась увидеть свою сущность.
4) Не бойся просить о помощи у взрослых!
5) Займись спортом! В спорте мы выплескиваем свои негативные эмоции, становимся уверенней и сильнее.
6) Не оставайся равнодушным к чужой боли!
7) Смело отстаивай правду!
8) Не позволяй издеваться над собой!
9) Не иди на поводу у подлых людей!
10) Советуйся с людьми, которые понимают: с близким другом, родителями, учителем, с которыми есть доверительные отношения.

Можем ли мы применить эти советы в своей жизни?

Для учеников были предложены вопросы «Ваши действия?»

1) Ваш брат сегодня пришел и сказал, что ему дали обидное прозвище, ваши действия? (Спрошу, почему так случилось; возможно, сам виноват)
2) Ваш друг сказал, что не хочет идти домой из-за плохой оценки за контрольную, ваши действия? (Помогу «подтянуть» знания)
3) Вашу подругу дразнят из параллельного класса, ваши действия? (Буду заступаться, тоже дразнить)
4) Ваш одноклассник в последнее время сидит отдельно от всех, ваши действия? (Спросим, что случилось)
5) Ваша подруга, друг расплакался на уроке, ваши действия? (Дать воды, выйти из класса, спросить, что произошло)

В повести Владимира Железникова «Чучело» одноклассники Лены ведут себя как звери из-за влияния стадного инстинкта. Ребята живут коллективным разумом и подавляют в себе индивидуальность, боясь, что, если проявят себя не «как все», одноклассники и друзья от них отвернутся. Например, в эпизоде посещения детьми фабрики детской игрушки, где Ленка примеряет маску зайца, остальные ребята, надев другие маски, напевают вокруг неё: «Зайка серенький, зайка беленький... Мы тебя перехитрим!».


По мере развития сюжета одноклассники реализуют модели поведения хищников (медведя, лисы, волка, тигра), а Ленка, главная героиня, – зайца.

Поэтому, отвечая на вопрос «Кто мы? Детки из клетки?», давайте постараемся быть людьми, проявляя в жизни самые наилучшие человеческие качества.


Будьте милосердными, неравнодушными, не осуждайте человека, не разобравшись в ситуации, идя на поводу у слухов и своих эмоций.