Игрой-обсуждением «Цена свободы» в библиотеке имени А.П.Гайдара завершили акцию «Мы живем в Сибири» и начали Марафон читательских дискуссий «Обсудим?».
Согласитесь, цена свободы бывает разной. Многие думают, что свобода – это когда человек может делать всё, что захочет. Другие им возразят: свобода в том, чтобы не делать того, чего не хочешь.
И при чем тут «Зелёная комната»?
Можно ли в странной трансформаторной будке на нескольких квадратных метрах и зелёной лампочкой на потолке почувствовать себя по-настоящему свободным? Можно ли выйти оттуда с «переформатированным» сознанием?
Автор повести Вера Ильина по профессии учитель математики. Есть два высших образования: одно по педагогике, а второе по психологии. Поэтому ей так нравится темы самоопределения, свободы и предназначения – они основные в её книгах. Вера Ильина считает, что всегда важно быть собой, и при этом быть также честным и справедливым. Писательница считает, что дети часто думают о смысле жизни, о философии, только взрослые не придают этому значение. Важно развивать умение анализировать, рефлексировать, формировать критическое мышление. И книги должны этому способствовать.

Из сценария ведущей Виктории Евгеньевны Гонштейн:
«Вопрос к ребятам: Расскажите, есть ли что-то в вашей жизни, что вам очень хочется, но нельзя? И нельзя не потому, что это для вас смертельно опасно, а нельзя потому, что так решили родители. По понятным лишь им причинам.
Предлагаю вам сегодня разделиться на две команды: мальчишек и девчонок. У меня две стопки с карточками – размышления о свободе девочки Феодоры Быстрицкой и размышления о свободе мальчика Стаса. Они не знакомы, учатся в параллельных классах.
Предлагаю вам сегодня разделиться на две команды: мальчишек и девчонок. У меня две стопки с карточками – размышления о свободе девочки Феодоры Быстрицкой и размышления о свободе мальчика Стаса. Они не знакомы, учатся в параллельных классах.
Задача каждой команды – прочитать рассуждение о свободе и попробовать представить главных героев. Описать их и то, как они видят мир и взаимодействуют с ним.
По мере того, как команды по очереди читают информацию с карточек, мы узнаём о Феодоре и Стасе больше – что их интересует, есть ли у них друзья. Давайте также порассуждаем, как вы относитесь к этим высказываниям, согласны ли вы с позицией главных героев.
Стас. В играх можно ходить куда угодно, раскрывать секреты, находить интересные места. Никаких ограничений. Каждую минуту что-то новое, непредсказуемое. Если бы я мог играть бесконечно! Если бы отец не отключал интернет каждый день, и я мог бы играть столько, сколько захочу! Вот это была бы свобода.
Феня. Иногда, за несколько минут до окончания тренировки, нам разрешают свободное плавание. Свободное. То есть плыви, как хочешь, куда хочешь, с любой скоростью. И вот что странно – никто не плавает свободно. Все снова оттачивают брасс и носятся от бортика к бортику. Сначала нас заставляют плавать правильно, а потом говорят: поплавай немного, как хочешь. А ты уже и не знаешь, как хочешь. Знаешь только, как надо.
Про Феодору мы узнаём, что она очень любила плавать. Но плавать для себя, для души, а не ради медалей. И у неё всё сложно с выбором. Могу добавить, что тренер сказал маме, что у девочки талант, и вот мама решила «идти на медаль». Поэтому она запретила дочери есть сладкое. Любое. Навсегда. Последнюю «официальную» конфету Феня ела в 7 лет.
Про Стаса узнаём, что он очень любил играть в компьютерные игры. Любые. Потому что там он чувствовал себя свободным. А значит, в реале что-то шло не так.
Про Стаса узнаём, что он очень любил играть в компьютерные игры. Любые. Потому что там он чувствовал себя свободным. А значит, в реале что-то шло не так.
Стас. Первую игру на компьютере мне показал сам отец. Это была несложная ходилка, и первое, что меня впечатлило – я мог нажимать на кнопки и ходить в любые стороны, делать, что хочу. У меня был выбор, которого не было в реальной жизни. После школы я не могу пойти в парк или ещё куда-нибудь, я должен идти домой и выполнять команды отца. А в игре я мог делать что угодно.
Феня. На столе меня уже ждала овсянка. У большинства людей есть выбор – что есть на завтрак. У меня выбора нет. Это всегда овсянка на воде. Да, сперва она была противной, но потом я привыкла и перестала чувствовать её вкус. Вот из-за таких мелочей жизнь и становится безвкусной.
Фенина жизнь абсолютно безвкусна. Но только ли из-за овсянки, как вы считаете? У Стаса отец сам ему когда-то и показал игры. Но он у него очень строгий. Добавлю, что он военный и растит сына без матери, она умерла, когда Стасу было 4 года. Но отец всегда непреклонен и разрешает в день от силы 2 часа на игры, и то, если сделаны все уроки и в школе отметки не ниже четвёрки.
Правы ли родители с ограничениями? Что бы вы делали на месте этих ребят?
И за что покупается свобода? Есть ли у неё цена? У всего ли есть цена?
Правы ли родители с ограничениями? Что бы вы делали на месте этих ребят?
И за что покупается свобода? Есть ли у неё цена? У всего ли есть цена?
Стас. Что я, себе не хозяин? Не смогу остановиться? Я задумался. А, может, и правда не смогу. Я никогда не оставался без ограничений в игре, отец всегда лимитировал время на моё удовольствие. Вот если бы у меня была свобода, я бы понял, способен я остановиться или нет.
Феня. Дома никого. Значит, я могу делать всё, что захочу. В пределах разумного, конечно. Впервые за несколько лет у меня появилась маленькая свобода. Время есть, а что делать – не знаю. Это как свободное плавание. Только я не умею свободно жить, привыкла к режиму «школа – тренировки – дом».
Что мы ещё узнали о героях? Феня оказалась дома. Она шла из школы, а дворник долбил лёд, и она споткнулась о глыбы. Ушиб колена. А у Стаса отец уехал на неделю в командировку и забрал с собой интернет.
Стасу повезло: он в учебнике вычитал про гормоны счастья, эндорфины. И стал думать про шоколадки и работу мозга. А в это время Феня пропала. Ей начал писать смс незнакомый номер и пригласил стать свободной. Так девочка оказалась в Зеленой комнате.
Стасу повезло: он в учебнике вычитал про гормоны счастья, эндорфины. И стал думать про шоколадки и работу мозга. А в это время Феня пропала. Ей начал писать смс незнакомый номер и пригласил стать свободной. Так девочка оказалась в Зеленой комнате.
Стас. Интересно, от компьютерных игр тоже вырабатывается какой-то гормон? Когда я играю – мозгу хорошо, не играю – мозгу плохо. Сколько шоколадок заменяют час игры? Значит, удовольствие получаю не я, а мозг. А я делаю, что хочет он. Получается, я его слуга, и когда думаю, что в играх настоящая свобода – это лишь ловушка мозга, чтобы я побольше поиграл?
Феня. В комнате я совершенно забыла, что там, за дверью, есть жизнь. Я стала настолько свободна, что одна мысль о том, что вне комнаты что-то происходит, повергала меня в страх. Ведь там, за комнатой, нет никакой свободы. Там тебе вечно будут указывать, что делать и куда идти. А в комнате – нет. В комнате есть я и бог. Есть конфеты. В комнате я свободна, могу делать что хочу.
Поскольку незнакомец исполнял все её хотелки, особенно про конфеты, то Феня решила, что так может только «бог».
Стас. У меня начало получаться заглушать требования мозга. Из-за того, что отец постоянно указывал мне, что делать, я умел подавлять свои желания. Можно быть свободным, если у тебя нет желаний? Или свобода – это когда ты можешь делать, что хочешь?
Феня. Когда становилась скучно – я ела конфеты, когда не могла уснуть – ела конфеты, когда танцевала – тоже их ела. Потом я поняла, что не все конфеты мне нравятся. Свобода такая сладкая, манящая и улыбающаяся. Свобода даёт выбор: сперва в моём распоряжении были все конфеты, потом я стала выбирать. Каждый раз, когда я выбираю, я свободна.
Согласны ли вы с тем, что главные герои называют свободой?
Стас. Кто придумал это слово? Может, крепостные? Вот освободили их, и это чувство стали называть «свободой». То есть иди, куда хочешь, делай, что хочешь. Вот и Феодора пошла делать, что хочет. Теперь свободна. Или её кто-то заставил уйти? Тогда это насилие, а не свобода. А, может, кто-то заставил её поверить в то, что она ушла к свободе?
Феня. Иногда бог не даёт мне конфеты просто так, а просит что-то сделать за них. Но это лучше, чем делать то, что просят мама, тренер и учителя, и не получать взамен ничего, даже конфет.
Напоминает ли вам Феня дрессированного зверька? Стали ли бы вы делать что-то ради того, что хотите получить больше всего на свете? Что считает Стас по поводу пропавшей Фени? Некоторые решили, что ее побег из дома – протест и желание свободы… Насколько они правы?
Бог. Оказалось, ни в одном учебнике нет определения этого слова. То есть про свободу пишут, но никто не знает, что это на самом деле означает. «Освобождение крестьян», «свободное падение», «свобода слова». «Свобода» всегда прилагалась к другим словам, но не существовала самостоятельно. Каждый раз о свободе говорилось по-разному. И я согласился с отцом: если ты делаешь, что хочешь, то ты свободен.
Феня. В минуты, когда у меня не было конфет, начиналась катастрофа. Изумрудный цвет превращался в противно-зелёный, как зелёнка, диван становился неудобным, не хватало воздуха. И всё вокруг ужасно раздражало. В эти мгновения комната давила на меня, сжималась, кажется, до спичечного коробка.
Это высказывание мифического бога. Он жил со своим отцом в похожей комнате, без прописки, ел еду из школьной столовой, т.к. отец был дворником при школе, учебники «подпольно» давала вахтёрша… Как вы можете описать состояние Фени? Насколько эта зависимость к конфетам опасна?
Стас и Феня.
– А ты в игры свои играешь?
– Не играю.
– А хочешь?
– Хочу. Хочу и не играю. Это для меня свобода.
– Хотеть и Не Делать – свобода? Свобода – это делать что хочешь!
– Я хочу не хотеть играть.
– А я просто хочу конфет. И жить в этой комнате.
– А ты в игры свои играешь?
– Не играю.
– А хочешь?
– Хочу. Хочу и не играю. Это для меня свобода.
– Хотеть и Не Делать – свобода? Свобода – это делать что хочешь!
– Я хочу не хотеть играть.
– А я просто хочу конфет. И жить в этой комнате.
Феня. Дверь открылась. Я сделала шаг наружу – земля влажная, а я в тапочках. Вокруг было темно, на небе – звёзды. Где-то там мой дом. Мама не спит. А если я пойду домой прямо сейчас? Уйти из комнаты и навсегда потерять свободу? Что может дать мне этот мир? Я у него даже конфет выпросить не могла. А в комнате у меня есть всё.
… Я готова выйти только в том случае, если на выходе буду чувствовать себя свободной.
… Я готова выйти только в том случае, если на выходе буду чувствовать себя свободной.
Как вы поняли, Стас тоже оказался в Зелёной комнате. Потому что его туда заманила Феодора. Причём сама Феня могла уже выйти из комнаты в любой момент. Но не собиралась этого делать. Что, по-вашему, обозначают последние слова девочки про выход из комнаты? Как этого можно достичь?
Феня. Меня держали конфеты и страх. Если конфеты можно было есть и вне комнаты теоретически, то страх родился уже в комнате. Страх потерять комнату, тот комфорт, который в ней. Я привыкла, поэтому не могла уйти. Но хотела».
Школьники разбирали предложенные цитаты из книги с выводами героев о свободе и потихоньку узнавали персонажей. Так, родители Фени и Стаса увиделись ребятам тиранами, а про эпизод, в котором Феня дошла до стадии выбора конфет из конфет (убрать с орехами, оставить только в белых фантиках и пр.) выразили своё отношение кратким «зажралась».
Высказывания восьмиклассников были ёмкими, книга их зацепила сюжетом.
Высказывания восьмиклассников были ёмкими, книга их зацепила сюжетом.
Они наглядно увидели, как Стас «стал философом» и «почти поймал дзен», пытаясь найти, где есть он и его желания, и как отделить их от того, чего требует мозг, в то время, как Феня «деградировала» на глазах со своим желанием потреблять конфеты. Обсуждение было бурным и динамичным. Ребята сопоставили все кусочки паззла и поняли, что «бог» Фени – это дворник, и очень хотели верить, что девочка нашла способ выйти из комнаты на своих условиях. Но об этом они с удовольствием прочитают в книге, которая сразу была ими взята.
Советуем к прочтению эту небольшую по объёму повесть, в которой кроется очень непростой, но важный вопрос: что такое свобода, и согласны ли мы с той ценой, которую она за себя просит?