Игрой-обсуждением «Цена свободы» в библиотеке имени А.П.Гайдара завершили акцию «Мы живем в Сибири» и начали Марафон читательских дискуссий «Обсудим?».
Согласитесь, цена свободы бывает разной. Многие думают, что свобода – это когда человек может делать всё, что захочет. Другие им возразят: свобода в том, чтобы не делать того, чего не хочешь.
И при чем тут «Зелёная комната»?
Можно ли в странной трансформаторной будке на нескольких квадратных метрах и зелёной лампочкой на потолке почувствовать себя по-настоящему свободным? Можно ли выйти оттуда с «переформатированным» сознанием?
Автор повести Вера Ильина по профессии учитель математики. Есть два высших образования: одно по педагогике, а второе по психологии. Поэтому ей так нравится темы самоопределения, свободы и предназначения – они основные в её книгах. Вера Ильина считает, что всегда важно быть собой, и при этом быть также честным и справедливым. Писательница считает, что дети часто думают о смысле жизни, о философии, только взрослые не придают этому значение. Важно развивать умение анализировать, рефлексировать, формировать критическое мышление. И книги должны этому способствовать.
Из сценария ведущей Виктории Евгеньевны Гонштейн:
«Вопрос к ребятам: Расскажите, есть ли что-то в вашей жизни, что вам очень хочется, но нельзя? И нельзя не потому, что это для вас смертельно опасно, а нельзя потому, что так решили родители. По понятным лишь им причинам. Предлагаю вам сегодня разделиться на две команды: мальчишек и девчонок. У меня две стопки с карточками – размышления о свободе девочки Феодоры Быстрицкой и размышления о свободе мальчика Стаса. Они не знакомы, учатся в параллельных классах.
Задача каждой команды – прочитать рассуждение о свободе и попробовать представить главных героев. Описать их и то, как они видят мир и взаимодействуют с ним.
По мере того, как команды по очереди читают информацию с карточек, мы узнаём о Феодоре и Стасе больше – что их интересует, есть ли у них друзья. Давайте также порассуждаем, как вы относитесь к этим высказываниям, согласны ли вы с позицией главных героев.
Стас.В играх можно ходить куда угодно, раскрывать секреты, находить интересные места. Никаких ограничений. Каждую минуту что-то новое, непредсказуемое. Если бы я мог играть бесконечно! Если бы отец не отключал интернет каждый день, и я мог бы играть столько, сколько захочу! Вот это была бы свобода.
Феня.Иногда, за несколько минут до окончания тренировки, нам разрешают свободное плавание. Свободное. То есть плыви, как хочешь, куда хочешь, с любой скоростью. И вот что странно – никто не плавает свободно. Все снова оттачивают брасс и носятся от бортика к бортику. Сначала нас заставляют плавать правильно, а потом говорят: поплавай немного, как хочешь. А ты уже и не знаешь, как хочешь. Знаешь только, как надо.
Про Феодору мы узнаём, что она очень любила плавать. Но плавать для себя, для души, а не ради медалей. И у неё всё сложно с выбором. Могу добавить, что тренер сказал маме, что у девочки талант, и вот мама решила «идти на медаль». Поэтому она запретила дочери есть сладкое. Любое. Навсегда. Последнюю «официальную» конфету Феня ела в 7 лет. Про Стаса узнаём, что он очень любил играть в компьютерные игры. Любые. Потому что там он чувствовал себя свободным. А значит, в реале что-то шло не так.
Стас. Первую игру на компьютере мне показал сам отец. Это была несложная ходилка, и первое, что меня впечатлило – я мог нажимать на кнопки и ходить в любые стороны, делать, что хочу. У меня был выбор, которого не было в реальной жизни. После школы я не могу пойти в парк или ещё куда-нибудь, я должен идти домой и выполнять команды отца. А в игре я мог делать что угодно.
Феня.На столе меня уже ждала овсянка. У большинства людей есть выбор – что есть на завтрак. У меня выбора нет. Это всегда овсянка на воде. Да, сперва она была противной, но потом я привыкла и перестала чувствовать её вкус. Вот из-за таких мелочей жизнь и становится безвкусной.
Фенина жизнь абсолютно безвкусна. Но только ли из-за овсянки, как вы считаете? У Стаса отец сам ему когда-то и показал игры. Но он у него очень строгий. Добавлю, что он военный и растит сына без матери, она умерла, когда Стасу было 4 года. Но отец всегда непреклонен и разрешает в день от силы 2 часа на игры, и то, если сделаны все уроки и в школе отметки не ниже четвёрки. Правы ли родители с ограничениями? Что бы вы делали на месте этих ребят? И за что покупается свобода? Есть ли у неё цена? У всего ли есть цена?
Стас. Что я, себе не хозяин? Не смогу остановиться? Я задумался. А, может, и правда не смогу. Я никогда не оставался без ограничений в игре, отец всегда лимитировал время на моё удовольствие. Вот если бы у меня была свобода, я бы понял, способен я остановиться или нет.
Феня. Дома никого. Значит, я могу делать всё, что захочу. В пределах разумного, конечно. Впервые за несколько лет у меня появилась маленькая свобода. Время есть, а что делать – не знаю. Это как свободное плавание. Только я не умею свободно жить, привыкла к режиму «школа – тренировки – дом».
Что мы ещё узнали о героях? Феня оказалась дома. Она шла из школы, а дворник долбил лёд, и она споткнулась о глыбы. Ушиб колена. А у Стаса отец уехал на неделю в командировку и забрал с собой интернет. Стасу повезло: он в учебнике вычитал про гормоны счастья, эндорфины. И стал думать про шоколадки и работу мозга. А в это время Феня пропала. Ей начал писать смс незнакомый номер и пригласил стать свободной. Так девочка оказалась в Зеленой комнате.
Стас. Интересно, от компьютерных игр тоже вырабатывается какой-то гормон? Когда я играю – мозгу хорошо, не играю – мозгу плохо. Сколько шоколадок заменяют час игры? Значит, удовольствие получаю не я, а мозг. А я делаю, что хочет он. Получается, я его слуга, и когда думаю, что в играх настоящая свобода – это лишь ловушка мозга, чтобы я побольше поиграл?
Феня. В комнате я совершенно забыла, что там, за дверью, есть жизнь. Я стала настолько свободна, что одна мысль о том, что вне комнаты что-то происходит, повергала меня в страх. Ведь там, за комнатой, нет никакой свободы. Там тебе вечно будут указывать, что делать и куда идти. А в комнате – нет. В комнате есть я и бог. Есть конфеты. В комнате я свободна, могу делать что хочу.
Поскольку незнакомец исполнял все её хотелки, особенно про конфеты, то Феня решила, что так может только «бог».
Стас. У меня начало получаться заглушать требования мозга. Из-за того, что отец постоянно указывал мне, что делать, я умел подавлять свои желания. Можно быть свободным, если у тебя нет желаний? Или свобода – это когда ты можешь делать, что хочешь?
Феня. Когда становилась скучно – я ела конфеты, когда не могла уснуть – ела конфеты, когда танцевала – тоже их ела. Потом я поняла, что не все конфеты мне нравятся. Свобода такая сладкая, манящая и улыбающаяся. Свобода даёт выбор: сперва в моём распоряжении были все конфеты, потом я стала выбирать. Каждый раз, когда я выбираю, я свободна.
Согласны ли вы с тем, что главные герои называют свободой?
Стас. Кто придумал это слово? Может, крепостные? Вот освободили их, и это чувство стали называть «свободой». То есть иди, куда хочешь, делай, что хочешь. Вот и Феодора пошла делать, что хочет. Теперь свободна. Или её кто-то заставил уйти? Тогда это насилие, а не свобода. А, может, кто-то заставил её поверить в то, что она ушла к свободе?
Феня. Иногда бог не даёт мне конфеты просто так, а просит что-то сделать за них. Но это лучше, чем делать то, что просят мама, тренер и учителя, и не получать взамен ничего, даже конфет.
Напоминает ли вам Феня дрессированного зверька? Стали ли бы вы делать что-то ради того, что хотите получить больше всего на свете? Что считает Стас по поводу пропавшей Фени? Некоторые решили, что ее побег из дома – протест и желание свободы… Насколько они правы?
Бог.Оказалось, ни в одном учебнике нет определения этого слова. То есть про свободу пишут, но никто не знает, что это на самом деле означает. «Освобождение крестьян», «свободное падение», «свобода слова». «Свобода» всегда прилагалась к другим словам, но не существовала самостоятельно. Каждый раз о свободе говорилось по-разному. И я согласился с отцом: если ты делаешь, что хочешь, то ты свободен.
Феня. В минуты, когда у меня не было конфет, начиналась катастрофа. Изумрудный цвет превращался в противно-зелёный, как зелёнка, диван становился неудобным, не хватало воздуха. И всё вокруг ужасно раздражало. В эти мгновения комната давила на меня, сжималась, кажется, до спичечного коробка.
Это высказывание мифического бога. Он жил со своим отцом в похожей комнате, без прописки, ел еду из школьной столовой, т.к. отец был дворником при школе, учебники «подпольно» давала вахтёрша… Как вы можете описать состояние Фени? Насколько эта зависимость к конфетам опасна?
Стас и Феня. – А ты в игры свои играешь? – Не играю. – А хочешь? – Хочу. Хочу и не играю. Это для меня свобода. – Хотеть и Не Делать – свобода? Свобода – это делать что хочешь! – Я хочу не хотеть играть. – А я просто хочу конфет. И жить в этой комнате.
Феня. Дверь открылась. Я сделала шаг наружу – земля влажная, а я в тапочках. Вокруг было темно, на небе – звёзды. Где-то там мой дом. Мама не спит. А если я пойду домой прямо сейчас? Уйти из комнаты и навсегда потерять свободу? Что может дать мне этот мир? Я у него даже конфет выпросить не могла. А в комнате у меня есть всё. … Я готова выйти только в том случае, если на выходе буду чувствовать себя свободной.
Как вы поняли, Стас тоже оказался в Зелёной комнате. Потому что его туда заманила Феодора. Причём сама Феня могла уже выйти из комнаты в любой момент. Но не собиралась этого делать. Что, по-вашему, обозначают последние слова девочки про выход из комнаты? Как этого можно достичь?
Феня. Меня держали конфеты и страх. Если конфеты можно было есть и вне комнаты теоретически, то страх родился уже в комнате. Страх потерять комнату, тот комфорт, который в ней. Я привыкла, поэтому не могла уйти. Но хотела».
Школьники разбирали предложенные цитаты из книги с выводами героев о свободе и потихоньку узнавали персонажей. Так, родители Фени и Стаса увиделись ребятам тиранами, а про эпизод, в котором Феня дошла до стадии выбора конфет из конфет (убрать с орехами, оставить только в белых фантиках и пр.) выразили своё отношение кратким «зажралась».
Высказывания восьмиклассников были ёмкими, книга их зацепила сюжетом.
Они наглядно увидели, как Стас «стал философом» и «почти поймал дзен», пытаясь найти, где есть он и его желания, и как отделить их от того, чего требует мозг, в то время, как Феня «деградировала» на глазах со своим желанием потреблять конфеты. Обсуждение было бурным и динамичным. Ребята сопоставили все кусочки паззла и поняли, что «бог» Фени – это дворник, и очень хотели верить, что девочка нашла способ выйти из комнаты на своих условиях. Но об этом они с удовольствием прочитают в книге, которая сразу была ими взята.
Советуем к прочтению эту небольшую по объёму повесть, в которой кроется очень непростой, но важный вопрос: что такое свобода, и согласны ли мы с той ценой, которую она за себя просит?