Мы живем в Сибири

Земля не для слабых


Последний зимний день в библиотеке имени М.В. Ломоносова выдался весьма плодотворным. Ирина Михайловна Давыдова встретилась с учащимися сразу трех седьмых классов школы № 56, чтобы представить подросткам две повести – «Переход» Михаила Соловьёва и «За горами, за лесами» Александра Турханова.


  • Авторы той и другой книги – выходцы из Восточной Сибири (Иркутская область, Забайкальский край), что роднит их географически.

  • Обе книги изданы в серии «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова», а значит, уже получили высокую оценку специалистов. Михаил Соловьёв был удостоен третьей премии в сезоне 2012 года, аналогично Александр Турханов – в сезоне 2016 года.

  • Наконец, авторов объединяет и то обстоятельство, что оба они – музыканты. Один – профессиональные гитарист, другой – преподаватель по классу фортепиано.

О чём их книги? О Байкале, о Забайкальской тайге, о том, что Сибирь – земля не для слабых, а ещё эти края не терпят фальши и лукавства.


Повесть Михаила Соловьёва переносит на берега Байкала.


Прежде чем приоткрыть сюжет, семиклассникам предложили вспомнить, что они знают об этом озере.

– Да! Жемчужина Сибири! Самое глубокое в мире и чистейшее озеро с прозрачной водой!

– Крупнейший резервуар пресной воды, содержащий 19% (почти пятая часть!) её мировых запасов.

– В него впадает более трёхсот рек и речушек, а вытекает только одна – Ангара.

– Вода в Байкале даже в самый жаркий день не прогревается выше 8-10 градусов Цельсия.

– Живут на Байкале русские и буряты. Сам топоним «Байкал» – бурятского происхождения.

– Над поверхностью Байкала часто можно наблюдать миражи и другие загадочные явления. Мыс Бурхан на острове Ольхон (крупнейший на Байкале остров) и мыс Рытый (это уже берег озера) окутаны каббалистическими легендами. По словам местных жителей здесь живут грозные духи Байкала. Для умелых шаманов эти территории – кладезь возможностей. Простому же смертному лучше обходить эти места стороной.

Действие повести «Переход» по большей части как раз и происходит на мысе Рытый.

А начинается всё с того, что двое мальчишек во время рыбалки находят запечатанную сургучом стеклянную колбу, от которой тянется узкий кожаный ремешок, прикреплённый к сухой ветке, какой-то странно жёлтой. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это вовсе не ветка, а высохшая птичья лапка. Кожаные ремешки, как пояснит опытный сотрудник Иркутского краеведческого музея, специально изготавливались для голубиной почты, которая долгие годы была весьма популярна в этих местах.

Послание, запечатанное в колбу, великолепно сохранилось, хотя с момента его отправки в 1911 году прошло сто лет. Письмо было написано на испанском языке (но ведь перевод с испанского в XXI веке не проблема!). В нём сообщалось, что в неком таинственном местечке Huir-Hushum (маршрут туда описывался в письме в мельчайших подробностях) найдено невероятное количество золота. Вот только обнаружившая его экспедиция не имеет возможности ни вынести золото, ни выйти из котловины. Со всех сторон долина окружена высоченными зубчатыми скалами.

Немудрено, что те, кому становится известным содержание письма, заражаются «золотой лихорадкой». Ведь получается, что письмо, отправленное испанским путешественником в 1911 году, не было доставлено адресату, а значит, золото остается в таинственной котловине.

На поиски пропавшей экспедиции (или золота?!) отправляются две «конкурирующие» группы. В одной из них Мишка Птахин – подросток, нашедший артефакт.


Местная шаманка, она же праправнучка бурята-проводника, взявшегося сто лет назад показать дорогу к таинственному мысу, предупреждает: места те гиблые, живыми оттуда не возвращаются, вот и прадедушка Жаргал не вернулся. Но разве в XXI веке кого-то особо напугаешь? Сегодня чего только нет: и рация, и сотовая связь, джипиэсы, вертолёты. Трудно не выбраться!

Впрочем, добавляет шаманка, шанс есть. Но им может воспользоваться только Мишка. Потому что он, как видит она, наделён особенной силой, не свойственной обычным людям. Только Мишка, если повезёт, может быть сумеет найти выход.

А потому идти или не идти на Рытый у Птахина выбора уже нет. «Конкуренты» отправились туда раньше, а значит без него они обречены остаться в «долине смерти». Мишка должен пойти. Ему придётся мобилизовать все свои способности, весь свой жизненный опыт, интуицию. И главное – помнить, о чём предупреждала шаманка: «Рытый любого человека видит насквозь: что у него за душой, какие у него мысли. И если эти мысли лукавы или корыстны, мыс будет мстить».

В повести немало мистики. И это понятно: даже в наш технологичный век аномалии вокруг Байкала нельзя игнорировать. Заповедные места полны непознанных тайн и загадок и благоволят они только к тому, у кого на душе чистые помыслы.


Александр Турханов в своей книге «За горами, за лесами» тоже помещает героя в сложнейшую, непривычную для него ситуацию.


Четырнадцатилетний Лёшка, москвич, мальчишка на 100% городской, оказывается один в забайкальской тайге, где нет ни интернета, ни связи, и мобильный телефон превращается в лучшем случае только в фотоаппарат, да и то, пока не села зарядка. Несколько дней подросток плутает в поисках выхода и понимает, как мало он умеет, как непросто выжить вне цивилизации.

Кстати, повесть отчасти автобиографична. Подобная история приключилась с самим автором, только был он немного постарше – двадцатилетним студентом. Этот случай заставил его переосмыслить многие ценности.

Современный человек возомнил себя хозяином планеты – умным, всезнающим, попросту зазнался. Но в условиях, когда все гаджеты – бесполезный хлам, в кого мы превращаемся? Мы становимся беспомощными, потому что мало что знаем и умеем.

Эта история о том, что ни при каких обстоятельствах нельзя сдаваться и падать духом. За четыре дня Лешка осознал и вспомнил очень многое. Главное, как бы тяжело тебе не было, жить – это всё-таки здорово! И ещё – он решил задержаться в таёжной деревеньке, потому что понял: чтобы уважать себя, он непременно должен много чему научиться в этой жизни. И учиться этому нужно именно здесь – вне цивилизации.

Основываясь на произведении, библиотекарь моделировала разные «нештатные» ситуации и вместе со школьниками «разрабатывала лайфхаки», как вести себя, если заблудился в лесу:

  • Стоит ли лезть на дерево, если потерял дорогу в тайге?

  • Где расположиться на ночлег?

  • Как просушить намокшие спички?

  • Что делать и где находиться, чтобы тебя могли заметить поисковики с вертолёта?

Наконец, обсудили с ребятами фразу, сказанную когда-то на уроке ОБЖ немолодым учителем, сомнительную на первый взгляд. Лёшка потому и запомнил её, что они долго хохотали над этими словами: «Если не знаешь, что делать, делай шаг вперёд!» А ведь только в тайге герой понял, насколько прав был Виктор Иванович: пока ты что-то делаешь, предпринимаешь, это уберегает тебя от паники, не даёт впасть в отчаяние. Паника – путь к погибели. Бездействие порождает отчаяние, убивает надежду.