Мы живем в Сибири

В поисках Красного камня

В литературно-познавательных часах «В поиске Красного камня, или Как познать себя» в библиотеке имени Н.Г.Чернышевского приняли участие ученики начальных классов СОШ №151 и ребята с Областной станции юных натуралистов.

Сказкотерапию как один из методов психологии используют для решения задач в области образования, воспитания, развития личности, коррекции поведения. Ольга Александровна Пунько взяла за основу этот метод, добавив его в литературные часы, но использовала и некоторые другие способы и приёмы работы со сказкой:
- рассказывала сказку Литы Ли (Виталины Баженовой);
- показывала сказку, используя атрибуты, костюм и аксессуары, игровой реквизит, музыку.


Литературные часы начинались с просмотра видеоролика о книге (книжной распаковки «Сказкотерапия по-шамански»), после чего ребята знакомились с сюжетом сказки, отвечали на вопросы и рассуждали.

Вопросы:

1) Как вы думаете, кто из героев сказки отправился на поиск Красного камня?
Ответы детей: большинство детей назвали девочку Нэнни-Лу, считали, что медвежонок Бернике не готов отправиться в путь.
2) Какие чувства испытывала девочка Нэнни -Лу, когда её друг отправился на поиски красного камня? Ответы детей: переживала, плакала, ждала, волновалась, грустила, хотела отправиться вслед за медведем.
3) Когда вы ненадолго расстаетесь с другом, какие эмоции испытываете вы?
Ответы детей: грусть, скуку, поиск новых занятий и друзей.
4) Как бы поступили вы, будучи на месте медвежонка, узнавшего про Великий Красный камень, который способен примирить давно враждующих людей и медведей?

Игра «Если Я – медведь Бернике, если Я – Нэнни-Лу»


Задача: представить себя на месте одного из героев и назвать, кто ты: медвежонок, отправившийся в неизвестный, дальний путь ради великой дружбы, не страшась никаких препятствий и трудностей или маленькая девочка, которая осталась дома ждать и учиться у бабушки- шаманки?

Ответы детей: конечно же, мальчишки вызвались быть теми смелыми и храбрыми медвежатами и отправились в путь, а девочки остались дома и были готовы пройти обучение у бабушки. Но были и такие ребята (друзья в классе), с твердым убеждением в том, что только вместе должны отправиться в путь, вдвоем нестрашно.


Игра «Сосуд с добрыми поступками»

По сюжету книги, возвращаясь домой, медвежонок Бернике раздал свои камни, спасая лису, китёнка и таежные места от искателей нефти. Отдавая камни, он совершал добрые поступки и очень винил себя за то, что окажется для Нэнни-Лу всего лишь хвастунишкой, обманщиком. Расставаясь с одним из камней, он верил, что именно этот камень и был спасением, что именно он примирит людей и медведей, но принимал решение, что так будет правильно, так подсказывало его большое доброе сердце.

Задача: вспомнить свои добрые поступки и забросить камешек в сосуд.


Участники перечисляли, какие они помощники дома, как они выручают одноклассников, как делятся в классе канцелярскими принадлежностями, подсказывают на уроке или помогают выполнить домашнее задание, заступаются за девочек, за друга и т.д. Дети перечисляли, а сосуд пополнялся.


Игра «Я знаю своего друга, как свои пять пальцев»

Ученики рассказывали о своих друзьях, что они любят, чем увлекаются, какой цвет нравится, что боится и когда день рождения.


Вспоминали поговорки о дружбе и делились своей историей в игре «Помощник – животное».

В книге бабушка – шаманка Нану – говорит внучке Нэнни-Лу, что скоро у неё обязательно появится зверь-помощник и что своё животное узнаешь безошибочно. Ребята все пришли на литературные часы со своей игрушкой (медведями, котятами, зайчатами, волками и другими зверятами).


И каждый старался интересно рассказать, почему эта игрушка ближе и роднее, как делятся с ними секретами и новостями, с какими приятными моментами в жизни связывают, у большинства детей эта игрушка стала талисманом.


Возвращаясь к сюжету книги, ученикам задавался главный вопрос. Существует ли Красный камень на самом деле? Нет, его нельзя найти, а можно лишь создать, взрастить ценой собственных усилий, преодолев трудности, препятствия, совершая добрые дела и слушая своё сердце. Как это сделали Нэнни-Лу и медведь Бернике. Герои всеми силами хотели сделать так, чтобы люди и медведи перестали враждовать, чтобы окружающий мир оставался прекрасен, а для этого его нужно любить и беречь.

В конце встреч для ребят прошли игры северных народов: «Талты юх» – перетягивание палки, «Бой медвежат» – выталкивание из круга соперника. Эти подвижные игры порадовали ребят и сплотили детские коллективы.


Сказкотерапия состоялась, и можно смело сказать, что в процессе слушания, обсуждения сказки Литы Ли «Красный камень» ученики проявили свою фантазию, смогли озвучить свои мысли о дружбе, о семье, о том, как им бывает некомфортно без друга и близкого человека, как они проявляют себя, совершая полезные дела и поступки, обсудили и проиграли ситуации, примерив на себя роли персонажей.

Спасибо автору книги «Красный камень» Виталине Баженовой за то, что вдохновила библиотекаря на участие в конкурсе «Книжная распаковка», за возможность по-другому представить сказку для учеников начальных классов, отчего чтение получилось интерактивным и познавательным.