Серию начинают два панно — «Баян» (1910, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и «Витязь» (1910, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Парные панно «Баян» и «Витязь имеют четкое, кулисное расположение планов. В этом отношении они близки многим эскизам декораций, выполненных Рерихом для театра. Произведениям присущи некоторая фресковая условность цвета и плоскостность форм. Рерих не пользовался светотеневой моделировкой, достигая ощущения объемности другим путем. Благодаря многослойности живописи достигнуто богатство различных оттенков цвета, усилилась его светоносность. Синий подмалевок записан не полностью. Во многих местах он образует своеобразный широкий контур вокруг изображенных предметов и воспринимается как глубокая тень. Светоносность палитры и синие контуры создают особое образное ощущение объемности. Отдельные детали в панно также исполнены с учетом особенностей монументальной живописи.
Так, например, цветы и травы орнаментальны по рисунку и несколько условны по цвету. И все это подчинено единой цели — созданию монументально-декоративного образа. Подобные же приемы характерны и для других, полотен. Весь фриз в целом по своему образному строю воспринимается как своеобразная богатырская симфония в живописи. «Богатырский фриз», воскрешающий былинные образы, заключает в себе и ярко выраженную философскую концепцию художника. Полотна создавались в очень трудный для России период.
Художник работал над ними с 1907 по 1910 год, то есть после разгрома первой русской революции, когда многие представители интеллигенции переживали период отчаяния и неверия в будущее. Рериху был свойствен исторический оптимизм. В «Богатырском фризе» в образах былинных богатырей он утверждал свои мысли о народе, славил его трудовой и ратный подвиг, силу, красоту, талантливость и тем самым смело прогнозировал его будущее. …Его единственная осуществленная монументально-декоративная работа, не связанная с церковными росписями, — «Богатырский фриз». Но и он, выполненный для частного дома, был скрыт от народа.
«Микула Селянинович» (1910, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) — собирательный образ, олицетворяющий созидательные силы народа. По словам Рериха, «великий пахарь выоривает (вспахивает) красоту всенародную».
В русских былинах Микулу называют отцом земледелия, всемирным кормильцем, владыкой земли. Когда он пашет, то «Микулиной силой и сошкой златой с небес управляют бессмертные боги». По его слову «сходил с неба дождь и являлось вёдро». Его также называют вещим Микулой, то есть предсказателем. По преданию, он пришёл на Русь «из стран отдалённых Востока».
Образ Микулы Селяниновича получил очень широкую популярность, а также оказал большое влияние на русскую литературу и искусство. «Достаточно вспомнить стихи Некрасова, картины и иллюстрации Врубеля, Билибина и многих других, посвящённые Микуле, а главное, те бесконечные уподобления и сравнения, которыми буквально полнится русская литература тех времён».
Былину о Микуле Селяниновиче Н. К. Рерих называет «одной из древнейших былин о торжестве земледелия и строительства».
В советское время дом Бажанова был отдан под общественные учреждения, и «Богатырский фриз» смогли увидеть, наконец, многие зрители. В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей.
Народные герои, богатыри и подвижники, концентрирующие духовные и физические силы нации, предстают мощью и опорой, как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах. Картины создавались в трудный для России период после подавления первой русской революции, когда многие в обществе переживали «сумерки духа» и отчаяния. Рериху же всегда был свойственен исторический оптимизм.
В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой» (Государственная Третьяковская галерея, Москва). Оно воспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холодное северное море. В тяжелый ожесточенный бой вступили большие серые ладьи с красными парусами. И кажется, что сражаются не только отважные воины, но и эти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яростной битве, в смятение пришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо. Клубятся тяжелые багрово-синие тучи. Суровый пафос битвы захватывает зрителей.
Первоначально на напряженном, полном динамики небе художник написал фигурки летящих валькирий — дев-воительниц. Но затем он отказался от этой мысли и покрыл небо облаками, решив: «пусть сражаются незримо». Это изменило первоначальный замысел произведения и усилило его эмоциональное звучание. Чем-то близким, знакомым веет от полотна. Невольно вспоминаются образы битв из древнерусских былин, песен, сказаний, где нет второстепенных бытовых деталей, нет излишней повествовательности, а есть обобщенные богатырские сцены. Ощущение былинного духа времени создает и необычная манера письма, которая уже прослеживалась ранее, но в менее определенной форме. Прирожденный стилист и декоратор, Рерих строит свое полотно на сопоставлении больших цветовых плоскостей синего, лилового, оранжевого, серого, на резкой контурности и упрощенности рисунка, на кладке краски фактурными раздельными мазками. По своему построению картина невольно напоминает древние монументальные мозаики.
«Бой», пожалуй, последнее произведение, исполненное масляными красками. По технике письма и по содержанию оно как бы завершает собой первый период творчества Рериха.
Одной из интереснейших работ в которой ярко раскрылись новые философские и живописные устремления художника, является картина «Поморяне. Утро» (1906). Она написана темперой в спокойной зеленовато-голубоватой гамме, напоминающей по своей мягкости и нежности фресковую живопись. Картина отличается от «Боя» и по своему содержанию. В ее основе лежит не исторический мотив, а сочиненный художником сказ о далекой жизни поморян, о мирной красивой стране, где живут счастливые люди. Старец, убеленный сединой, отдыхает на лоне природы. Нарядные юноши охотятся за лебедями. Благожелательно, с одобрением смотрит на них молодая женщина с ребенком. Жизнь этих людей «проста, спокойна и чиста, как само утро. Они свободны и радостны», они живут в ладу друг с другом, с соседями и с природой. Даже сцена охоты не нарушает этой гармонии: юноша, склонившись к убитой птице, по обычаю древних, просит у неё прощения за то, что вынужден был лишить её жизни.
Пейзаж с уходящим вдаль пространством, нежные сине-зелёные краски, передающие прохладу и свежесть северной природы, рождают чувство глубокого покоя и тихой радости, разлитой в мире".
Ощущение успокоенности, гармонии усиливают нежные голубовато-зеленоватые тона. Веру в возможное счастье людей, в красоту жизни вселяет эта картина. В ней рисуется одна из тех «сказок Севера», о которой мечтал художник и которую желал видеть осуществленной в будущем.