ВРЕМЯ И КУЛЬТУРА НИКОЛАЯ РЕРИХА
к 150-летию со дня рождения Н. К. Рериха

ЭКСПОресурс

Педагогическая деятельность

Весной 1906 года Николая Константиновича Рериха назначили директором Школы Императорского Общества поощрения художеств. В директорстве его ярко проявились вера в созданный им в душе своей канон красоты, идущей в мир, и осуществляющая его на деле энергия. Рерих получил Школу, «застывшую на точке» 1880-х годов. Число её классов не увеличивалось, хотя обстоятельства времени настойчиво этого требовали, преподавание в них велось по тому же методу, в тех же рамках, что и двадцать лет тому назад. Рерих-педагог был уверен в том, что «главное значение художественного образования заключается в том, чтобы учащимся открыть возможно широкие горизонты и привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное».

Вскоре в классах учебного заведения появились молодые руководители, приносящие с собой и новый подход к делу, и новое отношение к учащимся. Коренным образом реформированы (превращены в художественно-промышленные мастерские) классы керамики, резьбы, живописи по стеклу и рукоделий, вновь учреждены классы графики, медальерного искусства, съемки с натуры и изучения стилей, рисования с живых цветов и стилизации, обсуждения эскизов и рисования с животных и также мастерские: иконописная, рукодельная, ткацкая и чеканки.

Историю искусств был приглашён читать известный поэт, художественный критик и организатор художественных выставок, издатель С. К. Маковский. По приглашению Рериха в школе преподавали И. Я. Билибин, А. И. Вахрамеев, К. Х. Вроблевский, Д. Н. Кардовский, А. А. Рылов, А. В. Щусев.

Для поднятия эстетического развития учащихся организовывались экскурсии (в Новгород, Псков, Ярославль, Кострому, Москву) и посещения музеев. Устраивались различные лекции по вопросам искусства. Было положено основание Музею Русского Искусства. Цель музея: представить художественную деятельность лиц, причастных Школе и Императорскому обществу поощрения художеств, собрать произведения русских художников всех направлений, как современных, так и отошедших в историю, и тем самым способствовать делу собирания и сохранения памятников отечественного искусства. Стараниями Н. К. Рериха выпущено несколько изданий Школы: сборники, посвященные работам учащихся, книга Н. Н. Макаренко «Школа Императорского Общества Поощрения Художеств. 1839−1914 гг.», «Русская Геральдика», «Ежегодник Школы ИОПХ». Результаты «школьного строительства» Рериха можно было видеть на ежегодных отчетных выставках Школы.

Несмотря на все осложняющуюся «трудность» финансовых дел учреждения, Рерих думал о дальнейшем движении на этом пути — он мечтал преобразовать Школу в некий художественный Университет, где, вступая в искусство с самых низких ступеней, даровитый человек может в постепенном совершенствовании выйти законченным художником любой отрасли искусства.

В марте 1917 года состоялось экстренное собрание Общества поощрения художников, на котором было изменено название на Всероссийское общество поощрения художеств (ВОПХ), полностью ликвидированное в 1929 году. После Октябрьской революции, с июля 1918 года, функции рисовальной школы стали выполнять бесплатные «Курсы рисования и черчения» на Литейном проспекте, превратившиеся впоследствии в Ленинградское художественное училище имени В. А. Серова. С 1992 года — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха.

Составитель: О.Н. Сунцова

Веб-дизайн и верстка: И.В. Царегородцева

Ответственный за выпуск: Н.Е. Колова

Омск, 2024

Besucherzahler
счетчик посещений