Беспримерное в истории востоковедения путешествие Рериха по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — китайский Туркестан — Алтай — Монголия — опять Китай — Тибет — Трансгималаи — Индия продолжалось пять лет.
Экспедиция шла под эгидой США, не имевших тогда дипломатических отношений с Советским Союзом. Нельзя было информировать о ней, потому что её участники были под надзором (конечно, тайным) английской разведки, в донесениях которой Рерих объявлялся «большевистским агентом». Английская разведка охотилась за одним важным документом. Русский художник должен был передать письмо махатм (учителей индийского народа) Ленину.
Знаменитая Центрально-Азиатская экспедиция началась в мае 1923 года. Целью путешествия было исследование архитектурных памятников, изучение возможности для новых археологических исследований, сбор материала по этнографии и языкам, подготовка пути для новых экспедиций. Пройдя часть пути, Рерих должен был встретиться в Москве с членами Советского правительства Г. В. Чичериным и А. В. Луначарским для того, чтобы рассказать о проделанной работе, сообщить о своих планах и заручиться их поддержкой экспедиции. Ехать в Москву членам экспедиции, двигавшейся из китайского Туркестана, было решено из Омска.
28 мая 1926 года путешественники достигли пограничного пункта Кузеюнь и перешли границу СССР в районе озера Зайсан. Волнение и радость встречи с родной землей Рерих выразил в следующих строчках: «Здравствуй, земля весенняя, в твоем новом уборе!».
В дневнике «Алтай — Гималаи», который вел во время экспедиции Н. К. Рерих, несколько страниц отведено и омским впечатлениям. Из дневника известно, что Рерихи (членами экспедиции были Елена Ивановна Рерих и сын Юрий) прибыли в Омск из Семипалатинска 8 июня 1926 года на пароходе «8 февраля», чтобы далее следовать в Москву поездом. Но нужный поезд ушел, и семье пришлось задержаться в Омске на 3 дня.
«Холодное солнце пробивается через узорчатые листья филодендрона в комнате гостиницы «Европа», — отмечает Рерих в дневнике. Это экзотическое растение и ботанический сад, на который выходили окна номера Рериха, напомнили ученому Сикким, где недавно пролегал путь экспедиции.
Знакомство с Омском началось сразу же в день прибытия. В дневнике перечислены все памятники, которые видел Николай Константинович: «Особняк, где жил Колчак. Здание колчаковского сената. Дом красноармейцев. Собор, где хранится ветхое знамя Ермака. Полуразрушенная тюрьма, где был заключен Достоевский. Вершинка старого острога XVII века».
Через несколько лет, в 1932 году, Николай Константинович в очерке «Славной Ермака годовщине», посвященном 350-летию начала похода Ермака в Сибирь, вспоминал об омском Никольском Казачьем соборе и о знамени Ермака. Он писал «…знамя Ермака в омском соборе, конечно, несет на себе лик Св. Георгия. На белом коне, в бессменном доспехе ратном Святый воитель, провел Ермака по многим стремнинам, сделав нечаянное возможным».
9 июня Н. К. Рерих посетил музей. «Идем в краевой музей. Отделы художественный и этнографический. Из Ленинграда и Москвы прислан ряд картин, умело подобранных, характеризующих течение русской школы. Есть не только Левицкий, но Мусатов и Левитан». Так лаконично, но достаточно высоко оценил художественное собрание омского музея Рерих.
«К удивлению, — запишет дальше художник, — находим две моих вещи. Обе из неоконченных запасов, стоявших у стен мастерской». Речь идет о картинах «Ладьи» 1903 года из сюиты «Город строят» и «Древо преблагое» 1912 года.
Художник не знал, что часть его произведений разойдется по коллекционерам, попадет в Русский музей и Эрмитаж. Отсюда же в 1925 году картины будут переданы в новую сибирскую галерею. Обе картины отличались жизнеутверждающим пафосом, мажорностью живописи, декоративностью цвета. В своих полотнах Рерих восторгался не только беспредельной красотой мироздания, но и силой человеческого духа, постигающего и преобразующего мир.
Через год после пребывания Рериха в Омске в музей поступила еще одна работа художника раннего периода — «Град обреченный».
«Прошу сделать темный простой ободок вокруг моих картин; на что прилагаю 10 рублей. „Ладьи“ — неоконченная картина из серии „Город строют“ 1903 г. „Древо преблагое“ (неоконченный эскиз) 1912. Н. Рерих. Омск. 9 июня 1926».
Этот незамысловатый и трогательный в выражении заботы о своих произведениях текст написан красными чернилами на небольшом листке бумаги. Оставленная выдающимся художником и ученым Николаем Константиновичем Рерихом сотруднику омского музея, записка хранится теперь в Государственном архиве Омской области. Она возвращает нас к тем дням, когда музей был молод, когда он только формировался. Рерих оставил ее в Омске во время своего пребывания здесь летом 1912 года. Маленькая записка, оставленная Рерихом в день посещения музея, помогла определить принадлежность полотна «Ладьи» серии и датировку обоих произведений.
Сегодня во Врубелевском корпусе Омского областного музея изобразительных искусств можно увидеть ещё четыре картины художника: «Замок», эскиз к картине «Град обречённый», две цветные автолитографии «Великанша Гримгерд» и «Кладбище», а также карандашный рисунок «Пейзаж с часовней».
В июне 1926 года помимо экскурсий, Рерихи встречались с учителями, членами Западно-Сибирского отдела Географического общества, обычными людьми. Видели насколько люди заинтересованы в получении из первых рук сведений о Востоке. Оживленные многочасовые беседы шли об Индии и Тибете, об «учениях жизни», о результатах изучения «воли и материи». В путевых заметках художник отметил великую жажду знаний сибиряков, их стремление к труду, сотрудничеству, ко всему новому и светлому: «Радостно не слышать никакого сквернословия и не видеть жестов пошлости. Радостно видеть углубление знания».
В дневнике за 9 июня встречается запись: «Подходит местный учитель, удивленно спрашивает: „Вы — Рерих? Но ведь вы были убиты в Сибири в 1918 году“. Опять та же сказка, которая достигла нас в Лондоне и в Америке. Как же не убит, если были и панихиды, и некрологи? Но отпетому, на панихидах светло работалось, плавалось по океанам и легко всходилось на вершины. Верно, панихида помогает. И некрологи были очень душевные. Какие славные учителя в этом краю! Уже четвёртая радостная встреча».
Дело в том, что в октябре 1918 года распространилась недостоверная весть об убийстве художника в Петрограде. Так, во Владивостоке в связи с этим был организован фонд имени Н. К. Рериха (просуществовал, очевидно, до поступления подлинных сведений), позволявший достойно увековечить память выдающегося художника устройством во Владивостоке художественно-промышленной школы.
В декабре 1918 года состоялось второе заседания литературно-художественного кружка, которое было посвящено творчеству Николая Константиновича Рериха. С докладом о нём в омском кружке выступила Вера Михайловна Кремкова (1894−1942), беженка из Казани, выпускница Высших женских курсов.
Немаловажно в публикации о заседании кружка, посвященном Н. К. Рериху, следующее: «Дополнительные сообщения были сделаны местными художниками. Демонстрировались репродукции Рериховских картин». Можно предположить, что доклад дополнил А. Н. Клементьев, он же мог представить собравшимся воспроизведения полотен мастера из разнообразных иллюстрированных изданий 1915−1918 годов. Известно, что Алексей Николаевич был знаком с художником и даже приглашал его в Омск для руководства будущим музеем.
10 июня 1926 года Николай Константинович Рерих, его жена и сын отбыли в Москву. В столице, куда они приехали 13 июня, состоялись встречи с Г. В. Чичериным, А. В. Луначарским, Н. К. Крупской. В конце 1980-х годов в СССР расцвело рериховское движение, участники которого в начале 1990-х годов стали объединяться в различные сообщества. В 1991 году появилось Сибирское рериховское общество, филиал которого действует в Омске и сегодня.
В 1996 году на здании Омского областного музея имени М. А. Врубеля (генерал-губернаторский дворец) размещена мемориальная доска, посвящённая Николаю Рериху и его семье. В 1999 году напротив входа в музей появилась аллея имени Николая Рериха, высажены липы и разбит цветник, а 8 июня 2000 года на ней установлен памятный камень. На глыбу белого мрамора, напоминающую горную вершину, нанесён знак Знамени Мира, символизирующий как единство настоящего, прошлого и будущего, так и единство религии, знания и искусства. Всё это стало возможным благодаря инициативе и трудам Омского отделения Сибирского рериховского общества.
В 2003 году в Омске прошла выставка картин Рериха «Песнь о Гималаях» из коллекции Международного Центра — Музея имени Н. К. Рериха (г. Москва). Выставка проходила в Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. В экспозиции, кроме 54 картин художника, были представлены его графические листы и предметы буддийского искусства из коллекции омского музея. Организованы экскурсии, концерт классической музыки, лекции о творчестве Рериха, выставка литературно-философского наследия его семьи.
Осенью 2014 года в Омской государственной областной научной библиотеке имени А. С. Пушкина состоялся международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». Уникальные экспонаты прибыли в Омск из алтайского села Верхний Уймон (одна из остановок в ходе Центрально-Азиатской экспедиции).
Ежегодно 8 — 10 июня члены Омского филиала Сибирского рериховского общества встречаются на аллее имени Николая Рериха и посещают локации, связанные с художником. Прогуляться по «рериховским местам» может каждый — их не так много и все они в центре города:
Речной вокзал — место прибытия Рерихов в Омск (ул. Лермонтова, 2);
здание гостиницы «Европа» — место проживания семьи Рерихов (ул. Ленина, 22);
особняк купца Батюшкина — бывшая резиденция адмирала А. В. Колчака (Иртышская набережная, 9);
Свято-Никольский казачий собор (ул. Ленина, 27);
здание краевого музея — бывший дворец генерал-губернатора (ул. Ленина, 23);
Омская крепость (Рерихи осмотрели Тарские ворота и останки Омского острога).