Раньше многих понял неизбежность моральных оценок действий союзников, прежде всего англичан, И. В. Сталин. В декабре 1944 г. он приказал переформировать Авиацию дальнего действия — наш аналог Бомбардировочного командования. Да, по количественным показателям силы АДД несколько уступали английским. Если основными типами советских бомбардировщиков были двухмоторные Ил-4 и Ли-2, то у британцев уже к началу 1943 г. две трети боевых машин составляли четырехмоторные бомбардировщики с повышенной живучестью, из которых основными являлись «ланкастеры» — многие историки относили их к числу лучших моделей Второй мировой войны в своем классе. Ил-4 (ДБ-Зф), например, несколько уступая ему в скорости и бортовом вооружении, нагрузку в 1000 кг бомб мог доставить на расстояние 3300 км, а «ланкастер» 2500 кг бомб — на 3780 км.
Советские бомбардировщики не устраивали «огненных смерчей» в немецких городах, жертвы мирного населения после каждого налета не исчислялись сотнями и тысячами людей. Однако на основе этого было бы неверно приуменьшать эффективность нашей АДД, поскольку задачи ей ставили иные, чем Бомбардировочному командованию Великобритании. Многочисленные рейды наших дальних бомбардировщиков вынудили немцев многократно усилить зенитное прикрытие наиболее важных тыловых объектов, сформировать специальные части ночной истребительной авиации, организовать радиолокационную службу. Словом, приходилось защищаться от серьезной угрозы с Востока. Главным образом самолеты АДД подвергали ударам железнодорожные узлы, склады, места скопления вражеских резервов в интересах наземных войск. О массированных действиях по дальним целям, не связанных с запросами общевойскового командования и выполнялись относительно редко, можно судить на примере трех ночных атак Хельсинки в феврале 1944 г.
Участник бомбардировки финской столицы Герой Советского Союза В. В. Решетников, впоследствии командующий Дальней авиацией Советского Союза, писал: «После выхода Финляндии из войны крупные чины из нашего советского военного руководства ожидали увидеть вместо города сплошные развалины, а он, оказывается, стоял на месте, и разрушения, которые его постигли, обескураживающего впечатления не производили. Кто-то запустил предположение, будто финны в преддверии бомбардировки построили по соседству со своей столицей ложный город, по которому-де и разрядилась АДД. Но всё было не так. Город мы не трогали. Нашими целями были совершенно конкретные военные и административно-политические объекты — порт, верфи, железнодорожные узлы, промышленные предприятия в предместьях города. „От массированного удара собственно по городу воздержаться“, — было предписано Головановым. А что касается бомб „гулящих“, в немалом количестве залетавших в городские кварталы, то большого разрушительного вреда крупным и прочным строениям эти штатные стокилограммовые фугаски, составляющие основной боекомплект, принести не могли».
«Не трогали» наши самолеты не только Хельсинки, но также Варшаву, Будапешт, Кёнигсберг и другие промышленные центры, в которых преодолевшие сотни километров экипажи стремились поразить только стратегические объекты, а не жилые кварталы. Это обстоятельство представлялось очень важным для Сталина. Война приближалась к победному завершению, и он не желал разделить ответственность с западными союзниками за разрушение десятков немецких городов (а также французских, итальянских, румынских, венгерских и других европейских, хотя и пострадавших не в такой степени, как немецких), уничтожение в огне пожаров их жителей. Своим решением вождь как бы подчеркивал: «ковровые» бомбардировки по площадям — «не наш метод» ведения боевых действий с врагом.
Хазанов, Д. Б. Стратегическая авиация англо-американских союзников
во Второй мировой войне / Д. Б. Хазанов. – Текст : непосредственный // Новая и новейшая история. – 2014. – № 1 (янв. – февр.). – С. 37–64. – Библиогр.
в подстроч. примеч.